Зеркало этого сайта по адресу: https://учет-в-банках.рф/
Рейтинг@Mail.ru

   
   

ТЕМА 1

Оглавление  Предыдущий  Следующий
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ


Основы учетно-операционной работы и ее компьютеризации в банках Российской Федерации

 

Наиболее полному пониманию особенностей решения учетно-операционных задач с использованием компьютерных технологий будет способствовать укрупненная схема (рис. 1.1) состава и структуры базы данных АБС, приведенной и описанной в работе [Л.; 1; г.1]. 

Здесь целесообразно конкретизировать ее компоненты и обеспечить возможность практического их использования для решения учетно-операционных задач в предлагаемой компьютерной программе.

При запуске программы "1С:Предприятие 7.7" в конфигурации "Бухгалтерский учет в коммерческом банке" главное окно программы будет выглядеть, как это показано на рис. 1.2.

Вторая строка главного окна называется главным меню программы.  В соответствии со схемой рис.1.1 здесь расположены пункты меню: "План счетов", "Справочники", "Документы", "Отчеты".  По сравнению с базовой конфигурацией "Бухгалтерский учет, ред.3" здесь добавлен только пункт "План счетов", который дает доступ к просмотру, корректировке и печати рабочего плана счетов АКБ "Учебный".  Рабочий план счетов содержит главы: "Балансовые счета", "Счета доверительного управления", "Внебалансовые счета", "Срочные операции", "Счета депо".  Внешний вид окна для работы с "Балансовыми счетами" показан на рис. 1.3.

При выборе пункта меню "Справочники" предоставляется выбор довольно большого количества справочников.  Перечень доступных для ввода, корректировки и просмотра справочников показан на рис. 1.4.

Новыми по отношению к базовой конфигурации программы и учитывающими специфику банковского учета являются следующие справочники, представленные в списке на рисунке: "Акционеры", "Клиенты", "Договора на открытие счета", "Книга регистрации лицевых счетов", "Процентные ставки", "Контрагенты клиентов", "Список парных счетов", "Статьи доходов и расходов".

В справочнике "Клиенты" хранятся сведения о клиентах банка.  Как правило, это юридические или физические лица, установившие договорные отношения с банком на открытие счета.  Сведения о договорах на открытие ими счетов находятся в справочнике "Договора на открытие счета", а информация о самих открытых счетах в справочнике "Книга регистрации лицевых счетов".

Следует обратить внимание на наличие двух справочников контрагентов: "Контрагенты клиентов" и "Контрагенты банка".  Первый в соответствии с названием содержит сведения о контрагентах клиентов и используется для автоматизации заполнения расчетно-платежных документов клиентов.  Второй содержит сведения о получателях, поставщиках и подрядчиках по хозяйственным операциям банка и также служит для автоматизации заполнения платежных документов, но уже самого банка.  Он дополняется справочником "Договора с контрагентами банка" по этим операциям.

Следующий пункт главного меню - "Документы" открывает доступ к группам первичных документов, используемым при организации учетно-операционной работы в коммерческом банке (рис. 1.5).  Во многом группы первичных документов остались неизменными по отношению к базовой конфигурации, но состав ряда групп претерпел изменения.  Так, например, в группе "Платежные документы" выделены документы для оформления платежей непосредственно нашего коммерческого банка "Учебный" и клиентами банка (рис. 1.6).

Пункт главного меню - "Журналы" обеспечивает работу с учетными регистрами, позволяющими хранить хронологическую информацию о введенных в систему первичных документах и работать с конкретными первичными документами.  Кроме того, здесь можно получить доступ к журналу операций и журналу проводок.

Для формирования, просмотра и печати различных отчетов, как на основании первичных документов, так и счетов различных уровней необходимо выбрать пункт главного меню - "Отчеты".

Особое место в условно-постоянной информации занимают константы.  Они представляют собой реквизиты, значению которых ставится в соответствие их кодовое обозначение и наименование.  Список основных констант и их значения, используемые в этом практикуме, представлены в таблице 1.1.

Для выполнения заданий практикума необходимо использовать значения указанных констант, а также содержание ряда справочников.  Задания этой темы потребуют сформировать указанные справочники в соответствии с представленной исходной информацией.  Такое формирование должно быть выполнено на компьютере.  Лицам, пользующимся практикумом без компьютера, также потребуется соответствующая справочная информация при выполнении последующих заданий.

Формируя справочники, необходимо иметь ввиду, что справочник представляется в виде списка, а ввод и корректировка позиции списка может производиться или непосредственно в списке, или через специальную форму.  Рассмотрим на примере справочника "Клиенты" особенности этой работы.  Этот справочник создан модификацией справочника "Контрагенты" базовой конфигурации программы и может быть без особого труда организован обучающимся самостоятельно

При выборе справочника "Клиенты" на экране появится окно, показанное на рис. 1.7.  Так как этот справочник имеет два уровня, вначале появляется список групп, состоящий из двух позиций: "Физические лица" и "Юридические лица".  Открытие двойным щелчком группы позволяет посмотреть список этой группы (рис. 1.8).

Для данного справочника ввод элементов и их корректировка осуществляется не непосредственно в списке, а через специальную форму.  Форма имеет небольшие отличия для двух рассматриваемых групп. 

На рис. 1.9 показана форма ввода и корректировки элемента справочника "Клиенты" группы "Физические лица".  Она имеет три закладки: "Общие", "Банковские реквизиты" и "Паспортные данные".  Каждая закладка обеспечивает ввод и корректировку специального набора полей.  Форма для группы элементов "Юридические лица" не имеет закладки "Паспортные данные".

Некоторые справочники имеют подчиненные справочники, например, рассмотренный справочник "Клиенты" имеет подчиненный справочник "Контрагенты клиентов".  Окно последнего справочника при его вызове появляется совместно со справочником "Клиенты" и при выборе конкретного элемента в справочнике "Клиенты" показывает список контрагентов для этого клиента (рис. 1.10).

Рассмотренная подчиненность справочников может иметь несколько уровней иерархии.  Например, открыв окно формы для ввода элемента справочника "Контрагенты клиентов" (рис. 1.11), получим доступ к двум закладкам: "Общие" и "Расчетные счета".  На закладке "Общие" даются общие сведения об организации: полное наименование, юридический адрес, почтовый адрес, телефоны, ИНН.  На закладке "Расчетные счета" приводится список расчетных счетов данной организации.

Эти расчетные счета могут быть в различных банках.  Элементы списка расчетных счетов можно добавлять, изменять или удалять.  Сами же сведения о расчетных счетах хранятся в подчиненном справочнике следующего уровня иерархии "Расчетные счета контрагентов клиентов банка".  Форма для работы с элементом этого справочника показана на рис.1.12.  Эта форма появится при нажатии кнопки "Изменить", видной на предыдущем рисунке.

Аналогичным образом организуется работа с остальными справочниками.  Для выполнения тех или иных функций при работе со справочником служат специальные кнопки с пиктограммой, показанные в верхней части окна, или комбинация клавиш.  Обучающиеся с использованием компьютерной программы узнают об их назначении с помощью системы помощи программы, или позиционируя курсор на нужной кнопке и подождав 2-3 секунды (появится надпись, поясняющая назначение кнопки). 

Следует отметить, что компьютерная программа позволяет проводить заполнение справочника не только предварительно перед выполнением учетных операций, но и в процессе их выполнения.  Такая необходимость возникает в тот момент, когда при обращении к справочнику не обнаруживается нужного элемента.  В этом случае, не прерывая оформление учетной операции, необходимо ввести элемент в вызванный справочник, а затем выбрать его.  В этой теме  предусмотрено задание по формированию элементов нескольких справочников.  Остальные справочники и дополнительные элементы справочников этой темы обучающийся должен создавать по мере выполнения заданий остальных тем.


Copyright © 2000