ТЕМА 2
Как было показано в предыдущей теме, носителями первичной информации, используемой в аналитическом и синтетическом учете, являются первичные документы. Первичные документы могут быть представлены на бумажном носителе и в электронном виде. Доступ к работе с документами в электронном виде в учебной программе осуществляется через ее главное меню (рис. 1.2). При этом для ввода каждого первичного документа существует специальная форма. Она появляется на экране при выборе конкретного документа, например, форма для ввода платежного поручения нашего банка выглядит, как показано на рис. 2.1.
При необходимости получить печатную форму документа на бумажном носителе, следует выбрать кнопку "Печать". Первоначально документ будет сформирован на экране и после его просмотра может быть отпечатан. Для нашего примера печатный вариант документа показан на рис. 2.2.
Введенный электронный документ сохраняется в памяти компьютера и всегда может быть найден, просмотрен и при необходимости отпечатан. Некоторые документы могут быть настроены для автоматической проводки сумм по корреспондирующим счетам. Например, в данной конфигурации это происходит при вводе документов о поступлении основных средств, материалов, нематериальных активов и некоторых других документов. Для показанного ранее платежного поручения и ряда других документов это не предусмотрено и требуются ручные операции для совершения проводок по документу. Это объясняется или многообразием вариантов проводок или необходимостью обучающемуся самостоятельно продумать нужную корреспонденцию счетов для лучшего понимания и запоминания. Когда необходимые проводки усвоены, их реализацию можно автоматизировать самостоятельно, применив такой механизм данной компьютерной программы, как типовые проводки.
Одним из учетных регистров, в котором обязательно отражается информация введенного первичного документа, является "Общий журнал документов". Вид этого журнала на экране компьютера показан на рис. 2.3. Его форма осталась без изменения по отношению к исходной конфигурации программы. В журнал попадают все введенные первичные документы и именно здесь можно осуществить поиск и просмотр введенных ранее первичных документов. Поиск облегчается заданием временного интервала просмотра документов. Он устанавливается указанием начальной и конечной даты интервала при выборе специальной пиктограммы в верхней части окна.
Для удобства работы с введенными документами, их также группируют в другие отдельные журналы по необходимым признакам. В программе предусмотрен ряд дополнительных журналов, перечень которых виден во фрагменте меню на рис. 2.4.
Большинство журналов соответствуют базовой конфигурации программы. Дополнительно выделены журналы "Платежные документы банка" и "Платежные документы клиентов". Которые на втором уровне подразделяются на журналы двух видов : "поступление средств" и "выбытие средств". Такая классификация облегчает работу с самими платежными документами.
Помимо журналов документов в компьютерной программе существуют журнал операций и журнал проводок. В журнале операций регистрируются все выполняемые и требующие учета операции банка. Журнал операций связан с журналом документов, а также с журналом проводок. Окно журнала проводок может появиться на экране совместно с журналом операций, как это показано на рис. 2.5. В нижней части окна показан журнал операций с отображением тех проводок, которые соответствуют выбранной операции. По одной операции может быть одна или несколько проводок.
Если по конкретной операции в компьютер введен электронный документ, то в журнале операций в графе "Документ" будет видно сокращенное наименование этого документа. Он может быть просмотрен выбором специальной пиктограммы в верхней части окна.
Операция может быть зарегистрирована в журнале операций при вводе первичного документа или независимо от первичного документа, если принято решение не создавать в компьютере электронной версии первичного документа. В этом случае операцию можно ввести по форме, показанной на рис. 2.6.
В форме ввода операции по каждой операции оформляются и проводки по структуре журнала проводок. Количество проводок, связанных с операцией может быть любое. Они автоматически переносятся в журнал проводок. В связи с тем, что каждой проводке в этом журнале соответствует мемориальный ордер, то о журнале проводок можно также говорить как о журнале мемориальных ордеров. В данной компьютерной программе мемориальный ордер может быть сформирован автоматически и при необходимости отпечатан. Это можно сделать, вызвав отдельно журнал проводок и выбрав кнопку "Печать мемориального ордера" (рис. 2.7.). Для нашего примера печатный вариант мемориального ордера показан на рис. 2.8.
В соответствии с Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях ежедневно должен распечатываться бухгалтерский журнал по форме, приведенной на рис. 2.9. Программой предусмотрена такая печать и ее можно реализовать, выбрав в главном меню (рис. 1.2) пункт "Отчеты", а затем в выпавшем меню пункт "Бухгалтерский журнал".
Следующей, связанной между собой группой учетных регистров являются счета. В соответствии со схемой на рис 1.1 счета выстроены в иерархию, на нижнем уровне которой находятся лицевые счета. В учебной программе предусмотрено выделение трех уровней счетов: счета первого порядка, счета второго порядка и счета аналитического учета. Лицевые счета относятся к уровню счетов аналитического учета. Счета первого и второго порядка относятся к счетам синтетического учета и определяются планом счетов.
В учебной программе ведется рабочий план счетов. Его структура и состав задаются при конфигурации программы и не могут изменяться в процессе выполнения учебных заданий, но предусматривается его расширение добавлением новых счетов.
Для работы с планом счетов можно воспользоваться, как было показано в предыдущей теме, пунктом "План счетов" главного меню, или выбрать специальную пиктограмму в строке инструментов главного окна программы. В последнем случае появится окно, показанное на рис. 2.10.
Предоставляется возможность работать с главами плана счетов, выбирая нужную закладку. По каждому счету приводится код и наименование счета. Счета второго порядка в списке располагаются вслед за счетами первого порядка и в их коде обозначение счета первого порядка отделяется точкой. Помимо этого по каждому счету приводится дополнительная характеристика. В графе "Вал." отмечается возможность ведения по этому счету учета в иностранной валюте. Графа "Кол." показывает возможность ведения количественного учета по счету. В графе "Акт." указывается отнесение счета к активному или пассивному.
Для ведения аналитического учета в своих программах фирма 1С использует понятие субконто, т.е. подчиненного счета. Предоставляется возможность вести несколько подчиненных счетов для одного счета второго порядка. В нашем случае их может быть три: субконто 1, субконто 2, субконто 3. Субконто 1 - это лицевые счета в понимании Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях. Они все записаны в книге регистрации лицевых счетов и об этом отмечается в графе "Субконто 1" на рис 2.10. Этот вид субконто присутствует по всем счетам плана счетов. Для углубления аналитического учета использована возможность учебной программы формировать дополнительный разрез аналитического учета. По некоторым счетам введено значение субконто 2 и субконто 3. На рисунке видно, что в качестве такого дополнительного разреза использованы списки основных средств и нематериальных активов.
Каждый открываемый в программе лицевой счет регистрируется в специальном справочнике, который называется "Книга регистрации лицевых счетов". Его ведение позволяет соблюсти требования, предъявляемые Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях [Н.; 35; п. 2.1]. В них указывается на необходимость регистрации открытых счетов клиентам в книге регистрации открытых счетов и счетов, открываемых не клиентам для учета имущества, расчетов, участия, капитала, доходов и расходов, результатов деятельности и т.п., в книге регистрации открытых счетов по внутрибанковским операциям.
В учебной программе справочник "Книга регистрации лицевых счетов" обеспечивает совместное ведение электронного варианта двух указанных книг. Это позволяет организовать аналитический учет в разрезе лицевых счетов, а также облегчить поиск нужного лицевого счета. Вид списка элементов справочника на экране показан на рис. 2.11. Как отмечено в Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, ведение самих книг открытых счетов в ЭВМ нецелесообразно. Они ведутся в бухгалтерии отдельно в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Ввод нового лицевого счета в справочник осуществляется с помощью специальной экранной формы, вид которой показан на рис. 2.12.
Для того чтобы открыть новый лицевой счет, необходимо первоначально задать значения реквизитов, расположенных в области, обведенной и озаглавленной "Задать при открытии лицевого счета". В поле "Вид лицевого счета" устанавливается выбором из списка значение "Внутрибанковский" или "Клиентский". В поле "Номер счета второго порядка" набором на клавиатуре или выбором из списка устанавливается нужный номер счета второго порядка. Одновременно появляется наименование выбранного счета в поле "Наименование счета 2-го порядка". Если по счету второго порядка установлена возможность ведения учета в иностранной валюте, то откроется доступ к полю "Код валюты счета", где выбором из списка устанавливается код нужной валюты. Для внутрибанковских счетов необходимо указать в специальном поле объект учета. При его установке вначале предлагается выбрать справочник нужных объектов, а затем внутри справочника выбрать нужный элемент.
В нашем примере использован справочник "Договора на открытие корреспондентского счета", а внутри выбран номер договора. Окно для работы со списком этого справочника показано на рис.2.13. Ввод и корректировка элементов рассматриваемого справочника производится непосредственно в списке. В справочник помимо кода элемента заносится номер договора, банк-корреспондент и дата заключения договора.
Описанные выше установки в форме ввода элемента справочника "Книга регистрации лицевых счетов" позволяют автоматически заполнить ряд полей в группе, поименованной "Лицевой счет". Название лицевого счета автоматически формируется из названия счета второго порядка и объекта учета. Это поле доступно для корректировки и можно сразу сделать необходимые правки в названии лицевого счета. Автоматически формируется и номер лицевого счета, по структуре, показанной на рис. 2.14.
Разряды после защитного ключа при автоматическом формировании заполняются нулями с размещением в последних разрядах порядкового номера регистрации лицевого счета. При открытии лицевых счетов доходов и расходов в разрядах 14-18 будет сформирован символ отчета о прибылях и убытках. Он устанавливается при выборе объекта учета.
Если автоматически сформированный номер лицевого счета не удовлетворяет предъявленным требованиям, он может быть скорректирован. При закрытии формы и записи элемента справочника будет автоматически рассчитан защитный (контрольный) ключ и сравнен с введенным ключом. При наличии ошибки появится окно предупреждения с указанием номера лицевого счета с правильным ключом. Можно вернуться и исправить ключ в номере лицевого счета.
Защитный
(контрольный) ключ рассчитывается по
специальному алгоритму, который можно
пояснить на следующем примере.
Пусть 044541512 - банковский
идентификационный код (БИК), а 40702810К00000000025 -
кодовое обозначение лицевого счета
клиента этого банка. В
этом кодовом обозначении позиция
контрольного ключа содержит букву К.
Цифровое значение этой позиции и
необходимо рассчитать. В расчете ключа будет
участвовать число 512 из БИК (условный номер
кредитной организации) и кодовое
обозначение лицевого счета, где вместо
буквы К будет
использована цифра 0, т.е. 40702810000000000025. При определении позиций условный
номер кредитной организации ставится
перед кодовым обозначением лицевого счета.
В нашем случае получаем: 51240702810000000000025.
Коэффициенты или веса позиций в этом
алгоритме жестко заданы. Они определены такой
последовательностью цифр 71371371371371371371371. Для расчета ключа
получают сумму произведений цифры позиции
на вес позиции: 5*7+1*1+2*3+4*7+0*1+7*3+0*7+2*1+8*3+1*7+0*1+0*3+0*7+ +0*1+0*3+0*7+0*1+0*3+0*7+0*1+0*3+2*7+5*1= =35+1+6+28+0+21+0+2+24+7+0+0+0+0+0+0+0+0+0+0+0+14+5= =143 Последняя цифра
результата этого расчета умноженная на 3 и
составит контрольный ключ.
Таким образом, мы имеем 3*3=9, а кодовое
обозначение лицевого счета будет таким:
40702810900000000025. Если в
результате умножения на 3 получается
двузначное число, то принимается во
внимание младший разряд. Проверка правильности
записи кодового обозначения лицевого
счета будет проходить в следующем порядке. Получаем сумму
произведений цифр 51240702810900000000025 на
используемые ранее веса позиций
71371371371371371371371: 5*7+1*1+2*3+4*7+0*1+7*3+0*7+2*1+8*3+1*7+0*1+9*3+0*7+ +0*1+0*3+0*7+0*1+0*3+0*7+0*1+0*3+2*7+5*1= =35+1+6+28+0+21+0+2+24+7+0+27+0+0+0+0+0+0+0+0+0+14+5= =170 Равенство
нулю правого разряда результата говорит о
правильности записи кодового обозначения.
В
программе контрольный ключ можно
рассчитать автоматически,
воспользовавшись подпунктом меню "Расчет
контрольного ключа лицевого счета"
пункта "Сервис" главного меню
программы. В
появившемся окне (рис. 2.15) необходимо
занести исходное значение БИК и номера
лицевого счета и нажать кнопку "Выполнить".
Появится рассчитанное правильное
значение номера лицевого счета и
контрольного ключа.
Продолжение темы 2
Copyright © 2000