ТЕМА 1
Наиболее полному пониманию особенностей решения учетно-операционных задач с использованием компьютерных технологий будет способствовать укрупненная схема (рис. 1.1) состава и структуры базы данных АБС, приведенной и описанной в работе [Л.; 1; г.1].
Рис. 1.1. Укрупненная схема состава и структуры базы данных АБС
В данном практикуме целесообразно конкретизировать ее компоненты и обеспечить возможность практического их использования для решения учетно-операционных задач в предлагаемой компьютерной программе.
При запуске программы "1С:Предприятие 8.0" в конфигурации "Бухгалтерия коммерческого банка" главное меню программы будет выглядеть, как это показано на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Главное меню программы "1С:Предприятие 8.0" в конфигурации " Бухгалтерия коммерческого банка "
В соответствии со схемой рис.1.1 в главном меню программы расположены пункты меню: "Справочники", "План счетов", "Отчеты". Доступные для работы документы включены по назначению в пункты меню "Банковские операции" и "Хозяйственные операции". Пункт меню "План счетов" дает доступ к просмотру, корректировке и печати рабочего плана счетов АКБ "Учебный". Рабочий план счетов содержит главы: "Балансовые счета", "Счета доверительного управления", "Внебалансовые счета", "Срочные операции", "Счета депо". Внешний вид окна для работы с "Балансовыми счетами" показан на рис. 1.3.
Рис. 1.3. Окно для работы с "Балансовыми счетами" плана счетов
При выборе пункта меню "Справочники" предоставляется выбор ряда справочников. Перечень доступных для ввода, корректировки и просмотра справочников показан на рис. 1.4.
Рис. 1.4. Перечень доступных для работы справочников
В это меню вошли лишь основные справочники. Всего в системе используется более шестидесяти справочников. К большинству из них открывается доступ при выполнении тех или иных действий пользователя в системе.
Новыми по отношению к базовой конфигурации программы и учитывающими специфику банковского учета являются следующие справочники, представленные в списке на рисунке: "Учредители", "Акционеры", "Клиенты и контрагенты", "Клиенты банка", "Контрагенты клиентов", "Книга регистрации лицевых счетов", "Внутрибанковские счета", "Банковские счета в других банках", "Список парных счетов", "Статьи доходов и расходов".
Справочники "Учредители", "Акционеры", "Клиенты и контрагенты", "Клиенты банка" и "Контрагенты клиентов" имеют одну и ту же структуру. Они построены путем модификации справочника "Контрагенты" исходной конфигурации "1С:Бухгалтерия 8". Одно и то же физическое или юридическое лицо может выступать одновременно в роли учредителя, акционера, клиента или контрагента банка, а может и в роли контрагента клиента банка. Для обозначения его принадлежности к той или иной категории у соответствующего элемента справочника делается необходимая пометка путем простановки галочки. Общий вид формы элемента этих справочников показан на рис. 1.5. Выбор группы однотипных элементов при активации пункта рассмотренного выше меню осуществляется автоматически.
Если в форме элемента справочника галочка проставляется у поля "Клиент банка", в форме элемента справочника появляется табличка, в которую можно занести всех контрагентов этого клиента для облегчения дальнейшего поиска. Фрагмент нижней части элемента справочника для этого случая показан на рис. 1.6.
Рис. 1.5. Форма элемента справочника "Клиенты и контрагенты"
Рис. 1.6. Фрагмент формы элемента справочника "Клиенты и контрагенты "
На форме рассматриваемого справочника имеется ряд закладок, которые расширяют возможности формы. Закладка "Контакты" позволяет указать необходимую контактную информацию. Вид этой закладки показан на рис. 1.7. Следующая закладка "Договоры" показана на рис. 1.8.
Рис. 1.7. Содержание закладки "Контакты"
Рис. 1.8. Содержание закладки "Договоры"
Аналогичным образом на закладках "Расчетные счета всех банков" можно указать имеющиеся у данного клиента или контрагента расчетные счета. Для работы со счетами клиентов учебного банка (открытие счетов, закрытие счетов, корректировка счетов и другие операции по ведению счетов) используется закладка "Ведение счетов нашего банка".
Между некоторыми справочниками в компьютерной программе установлена определенная зависимость (подчинение). В конфигураторе в подчиненном справочнике указывается, какому справочнику он подчинен. Он может быть подчинен нескольким справочникам. Одному элементу (записи) справочника-владельца может соответствовать несколько элементов подчиненного справочника и из элемента владельца можно получить доступ только к соответствующим элементам подчиненного справочника. Создать элемент подчиненного справочника можно только из элемента справочника-владельца. При этом корректировка уже созданного элемента подчиненного справочника возможна и в автономном режиме. Если к подчиненному справочнику обратились непосредственно (в автономном режиме) и пытаетесь создать новый элемент, появится предупреждающее сообщение, показанное на рис. 1.19.
Рис. 1.19. Предупреждение при попытки создать элемент подчиненного справочника без указания элемента справочника-владельца
Взаимосвязь ряда справочников-владельцев и подчиненных справочников показана рис. 1.20. Линии со стрелочками указывают связь от справочника-владельца к подчиненному справочнику.
Рис. 1.20. Связи справочников-владельцев и подчиненных справочников в компьютерной программе
Для удобства, к одним и тем же справочникам доступ может быть осуществлен через разные пункты меню. Например, справочник "Книга регистрации лицевых" счетов может понадобиться при выполнении различных операций. Поэтому доступ к этому справочнику возможен из разных подменю.
В главном меню не выделено отдельного пункта работы с документами, как это было в предыдущей реализации проекта. Доступ к необходимым документам осуществляется из пунктов меню, предназначенных для выполнения тех или иных операций. Такой пример показан на Рис. 1.21.
Рис. 1.21. Доступ к пунктам меню работы с документами через пункт меню "Банковские операции".
Во многом группы первичных документов остались неизменными по отношению к базовой конфигурации, но состав ряда групп претерпел изменения. Так, например, в группе платежных документов выделены документы для оформления платежей непосредственно нашего коммерческого банка "Учебный" и клиентами банка (рис. 1.21) и платежные документы клиентов банка. Доступ к последним осуществляется через пункт меню "Операционно-кассовое обслуживание клиентов".
Пункт главного меню - "Проводки" обеспечивает работу с учетными регистрами, позволяющими хранить хронологическую информацию о введенных в систему данных об операциях. Здесь можно получить доступ к журналам проводок и табло счетов. Последние позволяют просматривать и анализировать состояние отдельных счетов.
Для формирования, просмотра и печати различных отчетов, как на основании первичных документов, так и счетов различных уровней необходимо выбрать пункт главного меню - "Отчеты".
В данной теме обучающемуся дается задание сформировать некоторые справочники. Для выполнения тех или иных функций при работе со справочником служат специальные кнопки с пиктограммой, показанные в верхней части окна, или комбинация клавиш. Обучающиеся с использованием компьютерной программы узнают об их назначении с помощью системы помощи программы, или позиционируя курсор на нужной кнопке и подождав 2-3 секунды (появится надпись, поясняющая назначение кнопки).
Следует отметить, что компьютерная программа позволяет проводить заполнение справочника не только предварительно перед выполнением учетных операций, но и в процессе их выполнения. Такая необходимость возникает в тот момент, когда при обращении к справочнику не обнаруживается нужного элемента. В этом случае, не прерывая оформление учетной операции, необходимо ввести элемент в вызванный справочник, а затем выбрать его. В этой теме в практикуме предусмотрено задание по формированию элементов нескольких справочников. Остальные справочники и дополнительные элементы справочников этой темы обучающийся должен создавать по мере выполнения заданий остальных тем.