Зеркало этого сайта по адресу: https://учет-в-банках.рф/
Рейтинг@Mail.ru

   
   

Оглавление  Предыдущий  Следующий

Задания к лабораторной работе

Задание 1. Клиенты подходят к банкомату каждые (А ± В) мин. и выстраиваются в очередь, чтобы провести операцию. Время, за которое обслуживается один клиент, распределено равномерно в диапазоне (С ± D) мин. Требуется построить имитационную модель для определения времени, за которое будет обслужен один клиент, и провести машинный эксперимент.

Краткие сведения об объекте моделирования

Объектом исследования и моделирования в данной лабораторной работе является банкомат, т.е. банковский ав-


томат, обслуживающий клиента в отсутствии банковского персонала. Традиционно банкоматы используются для выдачи наличных денег со счета держателя банковской карты. Однако они могут выполнять и другие функции:

• выдавать выписку со счета (информационные принтеры);

• изменять параметры счета (депозитарные машины);

• совершать различные платежи клиента (транзакционные терминалы);

• выдавать различную справочную информацию (информационные киоски);

• совершать валютообменные операции (автоматы обмена валюты).

В любом случае в каждый промежуток времени банкомат может обслуживать только одного клиента, поэтому могут возникать очереди клиентов.

Чаще всего банкоматы используются для выдачи наличных денег. Процесс получения наличных складывается из следующих этапов:

1 — ввод карты в считывающее устройство;

2 - ввод PIN-кода;

3 — проверка PIN-кода;

4 - выбор операции (снятие наличных, проверка остатка, выписка по счету);

5 - ввод суммы;

6 - проверка платежеспособности клиента;

7 — возврат карты;

8 — выдача чека;

9 — выдача денег.

Наиболее длительным по времени выполнения является этап 6. В этот момент происходит запрос в банк. При плохом качестве или перегруженности линий связи процесс может затянуться и вызвать не только неудовольствие клиента, но и привести к образованию очередей, что в конечном итоге может привести к потере клиентов. Существуют два варианта подключения банкоматов: on-line и off-line. В первом случае происходит обращение к банковской автоматизированной системе, где и выполняется регистрация транзакций, во втором —


обращения к банковской системе не производится, регистрация транзакций выполняется в самом банкомате (на магнитном носителе). При плохом качестве линий связи целесообразней использовать режим off-line. Перед банковским технологом стоит проблема выбора варианта подключения: в режиме on-line обслуживание будет производиться дольше, это подключение более дорогое, однако риск мошенничества ниже, в режиме off-line - все наоборот. Прежде чем принимать решение, можно проделать машинный эксперимент с тем, чтобы предварительно исследовать возможные очереди клиентов, которые могу возникнуть при различных вариантах подключения.

Задание 2. Смоделируйте работу центра авторизации. Простейшая телефонная система имеет две линии связи. Звонки, которые приходят извне, поступают каждые (А ± В) с. Когда линия занята, абонент набирает номер повторно, после того как проходит (С ± D) мин. Требуется осуществить табулирование распределения времени, которое требуется каждому абоненту, чтобы установить связь и провести разговор. Требуется определить время, необходимое для реализации Е запросов. Продолжительность операции (F± G) мин.

Краткие сведения об объекте моделирования

В качестве объекта моделирования выступает центр авторизации. Под авторизацией понимается процесс получения разрешения на совершение операции с использованием банковской карты. Авторизация может осуществляться двумя способами: 1 — звонок по телефону (голосовая авторизация); 2 — дозвон с использованием терминала. В первом случае сотрудник предприятия торговли или операционист банка набирают номер телефона центра авторизации, при установлении связи сообщают номер карты, сумму покупки, в ответ получают разрешение либо запрет на операцию. Желательно, чтобы этот процесс происходил как можно быстрее, однако на практике это не всегда удается сделать. Дело в том, что одновременно в центр могут дозваниваться многие торговые точки, особенно в часы пиковых нагрузок, поэтому приходится устанавливать многоканальные телефоны для того, чтобы клиенты не испытывали неудобств из-за увеличения времени обслуживания в торговой точке. Однако такое подключение приводит к увеличению затрат, удорожанию электронных услуг. Поэтому необходимо находить компромиссный вариант между стоимостью и скоростью.