РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ 5
1. Лицевые счета, используемые для учета расчетных операций банка, открываются в соответствии с порядком, описанным во второй теме. Для рассматриваемого примера перечень и характеристика лицевых счетов показаны в таб. 5.6.
2. Все расчетные операции выполняются с оформлением первичных платежных документов, среди которых выделяются документы банка и документы клиентов. Кроме того, документы банка и клиентов подразделяются на документы, оформленные банком или клиентом для совершения платежа и на документы, которые поступили в банк при расчетах банка и клиентов от их контрагентов. В компьютерной программе они обозначены как "Исходящие" и "Входящие" соответственно.
Оформление нужного платежного документа в учебной компьютерной программе происходит выбором его типа из меню документов и заполнением полей его экранной формы непосредственно вводом данных с клавиатуры или выбором из списка. Оформление операции пополнения расчетного счета клиента банка за счет взноса наличных денежных средств через кассу происходит с использованием первичного кассового документа "объявление на взнос наличными". Заполненная экранная форма для первого нашего документа показана на рис. 5.4. При необходимости она может быть распечатана на бумажном носителе по форме стандартного банковского документа 0402001 (рис. 5.5).
Объявление на взнос наличными - кассовый документ, в котором явно проставляется корреспонденция счетов, используемая при осуществлении бухгалтерской проводки по этому документу. Поэтому проводка может быть осуществлена автоматически при установке в форме флажка "Формировать проводки". Аналогично оформляются и другие две операции из таб. 5.1.
Рис. 5.4. Форма первичного документа "объявление на взнос наличными"
Документы для безналичных расчетов, доступ к которым возможен через пункт "Документы" в главном меню и пункт "Платежные документы" в подменю, не имеют всех данных для выполнения проводок автоматически. Эти документы при их вводе в компьютер сохраняются в общем журнале документов и в журналах "Платежные документы банка" и "Платежные документы клиентов". Последние журналы представлены еще в двух видах: "Поступление средств" и "Выбытие средств".
При прохождении платежа через корреспондентские счета банка формируется выписка по этим счетам. В нашем примере на заполненные пять платежных поручений по оставшимся операциям таб. 5.1 создается одна выписка под номером 1. Ее экранный вариант показан на рис. 5.6. В выписке устанавливается корреспондентский счет, номер документа и дата. Каждый платежный документ вводится отдельной строкой. При этом выбирается из списка вид движения по корреспондентскому счету. Это может быть: "Поступление банку", "Поступление клиенту", "Списание банка" или "Списание клиента".
Рис. 5.6. Форма выписки из корреспондентского счета банка
Ввод остальной информации по строке выписки происходит автоматически при выборе нужного платежного документа из соответствующего журнала документов. Исключение составляет ввод корреспондирующего счета и лицевого счета, который осуществляется вручную. При сохранении выписки этот счет используется для автоматического занесения проводки в журнал проводок.
Все введенные выписки отражаются в журнале выписок из корреспондентских счетов (рис. 5.7).
Рис. 5.7. Форма журнала выписок из корреспондентских счетов банка
Вторая выписка на 07.03.2000 г. содержит сведения о расчетах клиента банка АО РФК, охарактеризованных в таб. 5.4. Расчеты проведены с использованием платежного требования, платежного поручения и аккредитива. Формы ввода платежного требования и аккредитива несколько отличаются от рассмотренной ранее формы ввода платежного поручения. Заполненные для нашего примера, они представлены на рис. 5.8 и 5.9, а соответствующие им печатные формы показаны на . рис. 5.10 и 5.11.
Рис. 5.8. Форма платежного требования
Рис. 5.9. Форма аккредитива
3. В соответствии с условиями задания примера ряд проводок создается вручную, за исключением проводок, которые формируются автоматически по кассовым документам, а также после закрытия выписок по корреспондентским счетам, и отражается в журнале проводок в соответствии с тем, как это показано в таб. 5.7.
4. Для получения оборотной ведомости необходимо рассчитать итоги, выбрав в учебной компьютерной программе в главном меню пункт "Операции", в нем подпункт "Управление бухгалтерскими итогами". Итоги надо просчитать, включая март месяц 2000 г. Задание составлено таким образом, что все обороты, касающиеся этого задания, проведены в марте месяце. Для получения оборотной ведомости в пункте "Отчеты" главного меню выбирается соответствующая ведомость и настраивается нужный по заданию временной период. Полученная в результате ведомость показана в таб. 5.8.
Итоговая строка ведомости совпадает с такой строкой по условию задания, следовательно, данное условие выполнено.